Первая годовщина с момента заключения Алеся Беляцкого: наглядный пример репрессий против белорусского гражданского общества

03/08/2012
Communiqué
en fr ru

Париж-Женева, 3 августа 2012 г. — Накануне первой годовщины с момента ареста Алеся Беляцкого, председателя Правозащитного центра «Весна» и вице-президента FIDH, Обсерватория по защите прав правозащитников (совместная программа Международной Федерации за права человека (FIDH) и Всемирной организации против пыток (OMCT) по-прежнему крайне обеспокоена его заключением и преследованиями против него самого и других правозащитников Беларуси.

4 августа – это печальная дата для Алеся Беляцкого и для всех белорусских правозащитников.

Год назад Алесь Беляцкий был арестован представителями Департамента финансовых расследований и обвинен в соответствии со статьей 243 (часть 2) Уголовного кодекса Республики Беларусь в « сокрытии прибыли в особо крупном размере».

24 ноября того же года после почти четырех месяцев предварительного заключения Первомайский районный суд Минска приговорил его к четырем с половиной годам лишения свободы в колонии строгого режима, с конфискацией имущества (в том числе офиса « Весны ») и штрафом в 757 526 717 белорусских рублей (примерно 70 000 евро). 24 января 2012 г. Минский городской суд утвердил приговор, отклонив все апелляции, поданные адвокатами Беляцкого. 28 февраля 2012 Алесь Беляцкий был переведен в Бобруйскую исправительную колонию № 2, где он и должен отбывать наказание.

29 марта 2012 г. суд вынес новое решение по делу правозащитника, но ни Алесь Беляцкий, ни его коллеги ни даже его родственники не были поставлены в известность. Суд постановил, что ему необходимо заплатить дополнительную сумму в 140 366 151 белорусских рублей (около 12 700 евро) в дополнение к предыдущему штрафу, выплаченному в январе 2012 года. Суд объяснил свое решение тем, что штраф, к которому он был приговорен изначально, не был проиндексирован с учетом инфляции и следовательно должен быть пересмотрен и повышен. При этом белорусский налоговый кодекс не предусматривает никакого порядка индексации.

Кроме того, новые незаконные ограничительные меры были введены в отношении Алеся Беляцкого в связи с условиями его содержания. Они были обоснованы тем, что Алесь Беляцкий отказался признавать свою вину, не участвует в «самодеятельности» и недавно получил ряд «взысканий». В связи с этим, ему значительно сократили сумму допусимых денежных переводов (до одной пятой той суммы, которая обычно допускается, для покупки вещей в тюремных магазинах). Его право на переписку также было ограничено. Наконец, в июне 2012 г. Беляцкий был лишен планового долгосрочного свидания с женой, и объем передач продуктов питания также был сокращен.

Представляя Беляцкого как злостного нарушителя, тюремная администрация явно стремилась лишить его возможности попасть под закон об амнистии от 3 июля 2012 г. и освободиться досрочно, а также использовать это для дальнейшего давления на правозащитника.

Обсерватория крайне озабочена преследованиями в отношении Алеся Беляцкого и неприемлемыми условиями его заключения, которые, судя по всему, направлены на санкционирование его правозащитной деятельности. Обсерватория также обеспокоена решением, вынесенным, по полученной информации, в июле 2012 г. судом Партизанского района г. Минска, которое утвердило решение о конфискации офиса Правозащитного центра « Весна ».

Помимо того, Обсерватория напоминает о том, что за последние месяцы другие белорусские правозащитники также подвергались преследованиям и были задержаны. Один из них, Олег Волчек, глава организации «Правовая помощь населению», был задержан и приговорен к административному аресту дважды за последние восемь месяцев. Первый раз он был приговорен к четырем дням административного ареста в январе 2012 г. по обвинению в «мелком хулиганстве». Этот приговор был вынесен вскоре после публикации им доклада о суде над Алесем Беляцким. 24 мая 2012 г. Олег Волчек был вновь арестован и приговорен к девяти дням административного ареста Судом Ценрального района Минска по статье 17.1 Кодекса об административных нарушениях («нецензурная брань в адрес представителей милиции»). Этот арест и заключение могут быть связаны с публикацией им 21 мая на сайте Хартия 97 статьи, в которой он изобличал избиение милицией молодых демонстрантов.

Другой пример ужесточения преследований правозащитников со стороны властей Беларуси – тот факт, что многие из них, в том числе Валентин Стефанович, заместитель председателя «Весны», и Олег Гулак, председатель Белорусского Хельсинского комитета, были незаконно занесены в список лиц, которым ограничено право на выезд за границу. В течение четырех месяцев судебного процесса судья постоянно откладывала слушания, тогда как статья 337.1 Гражданского Кодекса Беларуси требует рассмотрения гражданских дел в течение месяца с момента регистрации жалобы. Лишь в июле 2012 г. Департамент по гражданству и иммиграции МВД в конце концов признал свою ошибку и изъял их имена из списка «невыездных», отказавшись тем не менее давать ход их жалобам на нарушение производства и на причиненный ущерб.

«Весь последний год ситуация в Беларуси ухудшается», - заявляет Суэр Белхассен, президент FIDH. «В сегодняшней Беларуси нарушаются все права человека. Произвольное, продолжающееся по сей день заключение Алеся Беляцкого – это один из печальных примеров непрекращающегося преследования гражданского общества страны».

«Все влиятельные организации и деятели должны со всей ответственностью работать над тем, чтобы шокирующая ситуация с правами человека в Беларуси – европейской стране – не стала нормой жизни. Давно назрела необходимость, чтобы Совет по правам человека ООН, основной международный правозащитный орган, рассмотрел нарушения прав человека со стороны белорусских властей на самом высоком уровне», - заявил Джеральд Стэйброк, генеральный секретарь Всемирной организации против пыток.

Обсерватория строго осуждает текущее произвольное содержание под стражей Алеся Беляцкого и призывает белорусские власти немедленно и безоговорочно освободить его, гарантировать его безусловную физическую и психологическую неприкосновенность и положить конец всемпреследованиям правозащитников - в том числе судебным -, как того требуют Декларация ООН о правозащитниках, Всеобщая декларация прав человека и другие международные правозащитные документы, ратифицированные Беларусью.

Lire la suite