Центральная Азия: недостойное положение трудящихся-мигрантов и членов их семей

(Бишкек-Париж) В Казахстане и России регулярно нарушаются права трудовых мигрантов из Центральной Азии, заявили сегодня FIDH и представители ее членских организаций в Кыргызстане и в Казахстане, во время презентации в Бишкеке двух новых докладов: «Женщины и дети из Кыргызстана, вовлеченные в миграцию» и «Трудовые мигранты в Казахстане: без статуса и прав». В докладах осуждается недостойное положение трудовых мигрантов, а также, в случае Кыргызстана, членов их семей - особенно женщин и детей – оставшихся в стране происхождения.

Членские организации FIDH призывают власти стран назначения - в особенности, России и Казахстана, - а также стран происхождения - Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана, - соблюдать взятые ими на себя международные обязательства и эффективным образом гарантировать соблюдение прав трудящихся-мигрантов и членов их семей. Гибель в Москве 27 августа 2016 г. семнадцати трудовых мигранток из Кыргызстана, ставшая результатом пожара на их рабочем месте, еще раз напоминает о безотлагательной необходимости соблюдения этих обязательств.

Оба доклада стали результатом исследования, проведенного FIDH и ее членскими организациями в период между 2015 и 2016 гг. при участии представителей гражданского общества Кыргызстана, Казахстана и России. Выводы и рекомендации, представленные в докладах, основываются, в том числе, на более чем сорока интервью с мигрантами из Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана.

В Казахстане подавляющее большинство мигрантов, в основном из Средней Азии, не имеет урегулированного статуса и работает без разрешения на работу или контракта. Подобное положение усугубляет их уязвимость, способствует созданию недостойных условий жизни и труда и ограничивает их доступ к медицинским услугам, правосудию и образованию для их детей.

В докладе также выявляются установившиеся обычаи, которые способствуют эксплуатации мигрантов, в том числе изымание паспортов и хранение их у работодателей. Подобная практика ограничивает свободу передвижения мигрантов и не позволяет им покидать рабочие места, несмотря на зачастую условия труда, близкие к эксплуатации (невыплата или частичная выплата заработной платы и т.д.). Трудовые мигранты также часто становятся жертвами торговли людьми в целях трудовой и сексуальной эксплуатации. Юзма, трудящаяся-мигрантка из Узбекистана, рассказывает: «На базаре в Ташкенте ко мне подошла женщина и пообещала мне работу официантки в Шимкенте с хорошей зарплатой […]. Меня заставляли заниматься проституцией [в Казахстане]. Мне приходилось спать по четыре часа в день, мне почти не давали есть, и я вынуждена была постоянно «работать» […] ».

В Кыргызстане членские организации FIDH особое внимание уделили исследованию случаев дискриминации в отношении женщин и детей, вовлеченных в миграцию, - как тех, которые мигрируют сами, так и тех, кто остается в стране происхождения, тогда как их муж или родственник становятся мигрантами. Мигрировавшие женщины и мужчины оказываются в перенаселенных жилищах, в которых не соблюдаются санитарные нормы, их доступ к медицинским услугам ограничен (в том числе и в области сексуального и репродуктивного здоровья), как и доступ их детей к образованию. Женщины оказываются особенно уязвимы, как в отношении эксплуататорских условий труда, так и в отношении безнаказанных проявлений расизма и ксенофобии, мишенью которых, особенно в России, часто становятся мигранты из Центральной Азии. «Я работаю с 10 утра до 10 вечера. Каждый вечер за мной приходит муж, потому что я боюсь возвращаться в одиночку. Для кыргызов это очень опасно. Однажды я ехала в метро, и трое русских с криками «мусульманин!» избивали кыргыза. И все молчали», - заявила Анора из Сретенки Чуйской области (север Кыргызстана). В докладе также осуждается такое социальное явление, как акты агрессии со стороны называющих себя «патриотами» кыргызских мигрантов в России в отношении кыргызских женщин, чей образ жизни они считают слишком эмансипированным или «аморальным».

В отчетах FIDH также задокументированы злоупотребления, жертвами которых становятся женщины и дети, оставшиеся в Кыргызстане, тогда как их родные эмигрировали. Находясь в зависимости от семьи мужа, кыргызские женщины часто лишены средств и подвергаются насилию и эксплуатации. Миграция также способствует укреплению обычаев, нарушающих права женщин. Некоторые мужчины, чтобы найти кого-нибудь, кто бы заботился об их родителях в их отсутствие, перед отъездом похищают женщин без их согласия и женятся на них. Многие мужчины, уже заключившие брак в Кыргызстане, заключают второй брак в стране назначения. В случае развода или просто процедуры, расторгающей религиозный брак, если гражданский брак заключен не был, семья мужа нередко выгоняет женщину на улицу, и она оказывается без средств к существованию. Известно множество случаев, когда дети, оставленные на родственников, соседей или в детских домах, становятся жертвами психологического, физического или сексуального насилия, а их доступ к образованию оказывается ограничен.

«Мы призываем власти стран происхождения - Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана - предоставить мигрантам посредством их консульских сетей помощь с учетом их потребностей, и в частности, с учетом их половой принадлежности. Они также должны гарантировать права тех, кто остается в Кыргызстане и чья уязвимость усугубляется в результате миграционных процессов», - заявила Толекан Исмаилова, вице-президент FIDH и глава правозащитного движения« Бир Дуйно - Кыргызстан», членской организации FIDH.

скачать «Женщины и дети из Кыргызстана, вовлеченные в миграцию»

скачать «Трудовые мигранты в Казахстане: без статуса и прав»

Lire la suite